Вс рф о стоимости новых деталей осаго



Как известно, страховые компании производят выплаты по договорам ОСАГО исходя из стоимости восстановительного ремонта с учетом износа деталей узлов и агрегатов автотранспортного средства. При этом, во взыскании возмещения в размере стоимости ремонта без учета износа или разницы между этими суммами с непосредственных причинителей вреда (виновников ДТП) суды зачастую отказывали.

Складывающаяся по этому вопросу противоречивая судебная практика, в основном, основывалась на позиции Верховного Суда РФ (ВС РФ), разъясненной в обзоре судебной практики в 2015 году. Так, по мнению ВС РФ, потерпевший может требовать от причинителя вреда сумму ущерба, рассчитанную по Единой методике (утверждена Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П) определения размера расходов на восстановительный ремонт.

Однако, правовые позиции, выработанные Конституционным Судом РФ на заседании 14 февраля 2017 года, на котором состоялось слушание дела о проверке конституционности положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывают на недопустимость установления предела ответственности причинителя вреда.

Так, суд отметил, что в постановлении Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 судам были даны разъяснения, согласно которым в состав реального ущерба можно включать расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы. Новые материалы включаются в состав ущерба полностью, несмотря на то, что стоимость имущества может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения, т.е. могут быть взысканы убытки превышающие страховую стоимость (п. 28).

Однако судебная практика пошла по другому пути, и размер выплаты ущерба страховщиком или причинителем вреда стали определять только в соответствии с Единой методикой, т. е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов.

Правовые экономические основы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств установлены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», направлены на защиту прав потерпевшего. Федеральное законодательство РФ устанавливает, что с виновного лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требований, оставшихся неудовлетворенными в рамках ФЗ «Об ОСАГО».

Согласно действующих норм права, размер расходов на запасные части определяющиеся с учтем износа комплектующих изделий, деталей, узлов и агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте, должен применяться только к отношениям, вытекающим из договора ОСАГО, и ни в кой мере ими не устанавливается предел ответственности причинителя вреда.

Эти нормы вытекают из различий правовой природы взаимоотношений страховщика со страхователем и потерпевшего с причинителем вреда. От ущерба, определенного гл.59 ГК РФ (Обязательства вследствие причинения вреда), следует отличать вред, вытекающий из договора ОСАГО. Ведь суть ОСАГО — перераспределение неблагоприятных последствий, связанных с риском наступления гражданской ответственности. Требования к страховщику владельца транспортного средства о выплате страхового возмещения в рамках договора ОСАГО, является самостоятельным и отличается от требований вытекающих из обстоятельств в следствии причинения вреда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года № 6-П).

Глава 59 ГК РФ предусматривает возмещение вреда в полном объеме в отличии от законодательства по ОСАГО, ограничивающего возмещение вреда за счет страховщика, установлением предельного размера страховой суммы за вычетом суммы износа комплектующих. Гражданский Кодекс РФ основывается на принципе полного возмещения вреда. Полноту объема возмещаемого вреда, в каждом конкретном случае, должен установить суд.

Гражданский Кодекс РФ в ст.15 закрепляет право требовать возмещение убытков в полном объеме. Полное восстановление права имеет место в случае взыскания стоимости восстановительного ремонта транспортного средства без учета фактического износа, т.е. приведение его в первоначальное состояние, с применением новых изделий.

При возмещении расходов на восстановление нарушенного права потерпевшего (затрат на ремонт и др. расходов) не может быть здесь и никакого неосновательного обогащения. Даже при значительном улучшении транспортного средства после восстановительного ремонта в результате установки новых комплектующих изделий, повлекших увеличении его стоимости (что так же спорно из-за оценки стоимости на рынке, исходя из года выпуска и пробега, а не ранее произведенного ремонта или покраски). Установка не новых комплектующих, а с износом, в принципе не допустимо, т.к. будет противоречить законодательству и установленным требованием безопасности дорожного движения.

Вред подлежит возмещению в полном объеме лицом его причинившем, п. 1 ст. 1064 ГК РФ. Лицо возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, ст. 1072 ГК РФ. Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

При определении сумм страховых возмещений, учитываются расходы для осуществления восстановительного ремонта, при этом размер расходов определяется с учетом износа комплектующих изделий в соответствии с Единой методикой, утвержденной Банком России. Целью расчетов расходов на восстановительный ремонт является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведение транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до ДТП.

Методика необходима для применения в целях определения стоимости восстановительного ремонта только по договору ОСАГО.

Федеральное законодательство ограничивает возмещение вреда, ограничивая сумму предельного страхового возмещения и вычета износа стоимости комплектующих изделий в случае восстановительного ремонта при повреждении транспортного средства.

Конституционный Суд РФ постановил, что Закон «Об ОСАГО» и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора, основываясь на положениях главы 59 ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП.

Таким образом, за потерпевшим сохраняется право взыскания непосредственно с причинителя вреда суммы фактического ущерба, исчисляемого без учета износа комплектующих, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства, за вычетом выплаченного страхового возмещения.

При этом суды могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП найдет более разумный способ исправления повреждений имущества.

С образцами необходимых Вам исковых заявлений и документов, справочной информацией, можно ознакомиться здесь: Главная страница.

*«При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна» Copyright «iskoved.com» © 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *